Символические проекции Центра
Всякий микрокосмос, пишет в своих работах М. Элиаде, всякий обитаемый участок включает в себя то, что можно назвать Центром, т. е. местом всецело священным. Первобытные святилища, позже храмы на долговременных поселениях представляют собой символические проекции Центра. В культурах, которым известно понятие о трехчленном делении Космоса на Небо, Землю и Преисподнюю, Центр находится в точке пересечения этих областей. Именно здесь возможен разрыв уровней и в то же время установление связи между этими областями посредством Оси.
Символы Горы, Дерева, Столпа, Лестницы или Колодца/Бездны, расположенных в Центре Мира, чрезвычайно распространены. Они имеют свои земные модели в святилищах и храмовых сооружениях соответствующих культур. Жертвенные колодцы являются одним из видов такой модели Оси, соединяющей в Центре космические уровни.
Располагавшийся в самом центре «целлы» Северного храма колодец Тепе Гавры, в котором были обнаружены остатки жертвоприношений, очевидно, также выполнял функции связующего устройства между миром людей и миром богов, от которых зависело существование общины. Напомним, что функционирование особых «контейнеров», ям и мест для жертвоприношений в пределах теменоса или непосредственно храма, известно как по синхронным материалам убейдской культуры, так и по памятникам последующих периодов развития Месопотамии. Истоки этой традиции фиксируются уже в хассунской, сам — марской и халафской культурах.