Методология Scrum: роль, этапы и артефакты гибкой разработки ПО
Scrum служит наиболее популярной структурой для управления сложными проектами, главным образом в сфере разработки программного обеспечения. Базовая итерационная единица в Scrum называется спринтом (sprint https://www.evateam.ru/blog/evaproject/neslyhannoe-obnovlenie-evaproject-evawiki/) — основной рабочий цикл, который обеспечивает необходимую фокусировку команды и регулярную поставку новой, готовой части продукта — инкремента. Циклический подход обеспечивает команде гибкость, необходимую для оперативного реагирования на изменения требований и минимизации рисков разработки.
Артефакты Scrum и обеспечение прозрачности
Для обеспечения прозрачности и ясности процесса Scrum использует три ключевых артефакта. Эти формальные документы служат для представления работы и измеряемой ценности, создаваемой командой:
- Product Backlog — бэклог продукта: это динамический и приоритизированный список, который содержит все известные требования, функциональные возможности и улучшения, необходимые для продукта. Он отражает видение продукта и его будущую эволюцию.
- Sprint Backlog — бэклог итерации: представляет собой детальный план работ, которые команда выбрала для выполнения в течение текущего спринта. Он включает в себя элементы из бэклога продукта и план их реализации.
- Increment — инкремент: готовая, потенциально выпускаемая часть продукта, которая формируется из всех завершённых элементов бэклога текущего спринта. Инкремент должен полностью соответствовать «Определению готовности» (Definition of Done) и быть в состоянии, пригодном для потенциального выпуска пользователю.
Определение и характеристики итерации
Итерация представляет собой фиксированный по длительности отрезок времени, который, согласно руководству Scrum Guide, не превышает одного календарного месяца. Наиболее распространенными и эффективными являются рабочие циклы длительностью две недели. Критически важно, что их продолжительность не должна меняться в процессе, так как это снижает предсказуемость.
Каждая итерация имеет четко определенную цель спринта (Sprint Goal), которую команда обязуется достичь. Эта цель выбирается из элементов бэклога продукта — приоритизированного списка требований — которые находятся в его верхней части и имеют наивысшую ценность для пользователя, во время планирования.
Ключевые события спринта
Все события в Scrum имеют строго фиксированный лимит по времени, что обеспечивает их эффективность и фокусировку:
- Sprint Planning — планирование спринта: на это событие отводится максимум восемь часов для месячного цикла. На этом собрании команда определяет, какой объем работы будет выполнен, и каким образом он будет реализован, формируя итоговый бэклог итерации (Sprint Backlog).
- Daily Scrum — ежедневный скрам: это короткая встреча с жёстким таймингом в 15 минут. Основная цель — оперативная синхронизация действий всех членов команды и быстрое выявление текущих препятствий или «блокеров».
- Sprint Review — обзор спринта: для месячного цикла мероприятие занимает четыре часа. Его цель состоит в демонстрации готового инкремента продукта всем заинтересованным лицам и сборе от них критически важной обратной связи.
- Sprint Retrospective — ретроспектива спринта: таймбокс составляет три часа для месячного цикла. Это мероприятие направлено на обеспечение непрерывного улучшения процессов, выявление того, что нужно усовершенствовать в работе команды и в применении фреймворка.
Производительность команды оценивается с помощью метрик. Velocity (скорость) показывает, какой объем работы может быть выполнен в среднем за итерацию, измеряемый в Story Points (условных единицах). Эта метрика позволяет более точно прогнозировать сроки выпуска новых версий.



